- Куба. Драматический театр
Куба. Драматический театр
Кубинский театр основан на синтезе испанской и африканской культур. В XVI в. ставились театральные представления, связанные с испанскими католическими празднествами. Первый временный театр, о котором дошли сведения, возник в 1598. В XVII—XVII вв. господствовал жанр испанских комедий и интермедий. Первая кубинская пьеса С. Питы «Принц-садовник, или мнимый Клоридано» (1733) также свидетельствует о влиянии испанского театра. Основоположник национального театра — актёр и драматург Ф. Коваррубьяс, который в традиционную испанскую театральную форму сайнете ввёл народные кубинские типажи, заменил испанские песенно-музыкальные сценки кубинскими. Тексты сайнете, созданные Коваррубьясом, не сохранились, известны лишь их названия и комментарии к ним («Два простака», «Егерь в театре», «Петушиные бои», «Гаванские вечера» и др.). Среди ведущих драматургов середины XIX в. — X. Гомес де Авельянеда и X. Л. Луасес. Во второй половине XIX в. зародился жанр комедии-буфф, где широко представлен негритянский традиционный фольклор. Театр-буфф опирался на массового зрителя, выступал с критикой социальной действительности. В 1890—1935 в Гаване работал театр «Альгамбра», на сцене которого получили общественный резонанс многие вопросы и темы, волновавшие зрителей тех лет (поставлено свыше 2000 пьес, тексты большинства утеряны). Представления показывались в форме сайнете (бытовые, праздничные, политические и др.). Ставились также ревю на злободневные темы с пышными декорациями и оперетты. В первой половине XX в. театральная жизнь несколько оживилась. Значительный вклад в драматургию этого периода внёс X. А. Рамос. Возникли общества содействия театру, труппы, в 1936 в Гаване открылся театр «Ла Куэва». В 1941 была создана Академия драматического искусства, в которой готовились кадры актёров и режиссёров. В 1945 из её выпускников была сформирована труппа «Адад» (основатель Л. А. Баральт). Среди ведущих коллективов: Театр-библиотека (основан в 1940), Университетский театр (основан в 1941), Народный театр (основан в 1943, руководитель Ф. Альфонса Эрнандес). Репертуар последнего состоял из агитационных и пропагандистских пьес кубинских авторов (театр закрылся из-за финансовых затруднений). В 30—40-х гг. в национальную драматургию вошла социальная тема — «тема земли». В первые годы после 2-й мировой войны в кубинском театре усилилось европейское влияние. Наметилось тяготение к психологической драме. Социальная тематика приобрела более сложные аспекты в творчестве В. Пиньеры, К. Фелипе, Р. Феррера, Ф. Борхеса. Значительный вклад в развитие национального театра внёс Ф. Альфонсо Эрнандес. В 1958 был основан театр «Эстудио», деятельность которого в последующие годы была отмечена профессионализмом и высоким художественным уровнем. В предреволюционные годы национальный театр находился в нелёгком положении. Необходимость удовлетворять вкусы буржуазной публики, засилье коммерческой драматургии и пьес иностранных авторов привели в упадок традиционный театр-буфф.
Подлинный расцвет национального театра стал возможен только после победы Революции 1959. Первоначально, однако, театральная деятельность определялась работой нескольких трупп с ограниченным репертуаром. В 1960 для показа драматических, музыкально-танцевальных и фольклорных представлений были созданы в Гаване Национальный театр, театральные коллективы в провинциях Пинар-дель-Рио, Камагуэй и др. Этим была заложена основа для повышения профессионального уровня кубинского театрального искусства. Одновременно были предприняты меры по обеспечению материальной базы театральных представлений (специальные мастерские, костюмы, реквизит, осветительное и звуковое оборудование). Лучшие театральные здания, до революции использовавшиеся коммерческим кинематографом, были возвращены театру. С 1962 созданное в рамках Национального совета по культуре Управление по театру и танцевальному искусству осуществило реорганизацию театрального дела, в результате которой вместо закрытого Национального театра появились новые труппы: «Герника», «Миланес», Национальный драматический ансамбль, музыкальный театр Гаваны, а также театральные бригады имени Ф. Коваррубьяса. Эти бригады в течение 7 лет (с 1962) осуществляли широкий показ театральных постановок по всей стране, включая отдалённые районы. Существенный вклад в развитие театрального искусства внесли театры «Эстудио» и Риты Монтанер. Были созданы условия для широкого развития движения любительского театра, ведущего своё начало от Рабоче-крестьянского фестиваля (1961) и первого фестиваля любительских театров. Появились новые учебные заведения по подготовке кадров для театра, в том числе Национальная школа драматического искусства (1961, в составе Национальной школы искусств). Значительное развитие получил детский театр. В 1963 основан театр кукол «Гиньоль». Была начата регулярная публикация произведений кубинских драматургов. В 1965—1970 театральное движение на Кубе характеризовалось поисками новых эстетических принципов и творческих методов, которые отвечали бы происходившим в стране социально-политическим переменам. Ряд трупп, работавших до 1965, распался, возникли новые коллективы: «Хорхе Анкерман» и «Театре либре» (основан в 1965), «Драматическая мастерская» и «Колесо» (основаны. в 1966), Молодёжный театр «Херона» (основан в 1968), театр «Эскамбрай» и театр «Третьего мира» (основаны в 1969). В своих экспериментах они опирались на различные течения мирового театрального искусства (К. С. Станиславский, Б. Брехт, Е. Гротовский и др.), сочетая поиски с собственными оригинальными решениями. Особенно успешной была деятельность театра «Эскамбрай», работавшего в горном сельском районе того же названия. Глубокое изучение социальных, исторических, психологических и экономических особенностей зоны действия театра, проблем и настроений людей, создание на основе этих исследований оригинальных пьес, адаптирование для сцены литературных произведений и другие новшества позволили «Эскамбраю» в значительной степени приблизиться к осуществлению своей главной задачи: поставить театр на службу революции. В репертуаре кубинского драматического театра — пьесы латиноамериканских авторов, русская и советская драматургия, драматургия других социалистических стран и прогрессивных североамериканских авторов. После периода поисков наступил период консолидации театрального искусства, для которого имели большое значение решения первого национального конгресса по образованию и культуре (1971). Среди ведущих драматургов 60-х гг.: А. Эсторино, X. Р. Брене, Н. Дорр, И. Гутьеррес, Э. Эрнандес, Э. Кинтеро. В 1965 пьеса Кинститутеро «Тощий приз» получила приз Международного института театра. Для кубинского театра 70-х гг. характерны спектакли на политические темы, а также агитационные пьесы («Песнь песен» по текстам Х. Х. Марти и Хо Ши Мина, «Ваше слово, товарищ маузер» по произведениям В. И. Ленина и В. В..Маяковского). Во второй половине 70-х гг. кубинский театр стремился к созданию подлинно народного искусства, которое служило бы оружием в борьбе против всего старого и отжившего, за гуманистические идеалы социализма. В 1976 создан Высший институт искусств, готовящий кадры высшей квалификации различных театральных специальностей. Кубинский театр стремится к созданию подлинно народного искусства, служащего оружием в борьбе со всем старым и отжившим, за гуманистические идеалы социализма. Среди драматургов 70-х гг.: Ф. Артилес, Э. Санчес, А. Пас, Р. Ориуэла и др. В 70-е гг. появились новые труппы: Театр народного участия (основан в 1971), «Яя» (основан в 1972), Народный латиноамериканский театр (основан в 1973), Кубинский театр (основан в 1973), Политический театр Б. Брехта (основан в 1973), «Театрова» (основан в 1974), «Групо кубано де асеро» (основан в 1977). Среди видных театральных деятелей 60—70-х гг.: С. Корриери, Р. и В. Ревуэльта, Р. Бланке, М. Бальмаседа, X. Эрнандес. В стране регулярно проводятся фестивали национального и латиноамериканского театра. В декабре 1978 состоялся первый национальный фестиваль нового театра, обобщивший опыт театра «Эскамбрай» и его последователей, в 1980 — Первый Гаванский фестиваль театра (проводится как конкурс раз в 2 года). Проблемы театрального искусства Кубы и Латинской Америки освещаются в журнале «Conjunto».
Литература:
Культура Кубы, М., 1979.В. Б. Оводов, И. В. Соболева.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.